11:11

Свято-Никольский храм: между прошлым и будущим

На берегу Чёрного моря, вблизи древнего Корсуня, где наша Русь впервые просветилась Светом учения Христова, в городе Севастополе и окрестностях его в продолжении 11 месяцев совершались русскими войсками геройские подвиги, память о которых всегда будет жить в сердцах русского народа. И кто из русских людей не знает о славной обороне Севастополя? Чьё сердце не содрогалось во время прочтения строк, описывающих все ужасы этой войны? Кто не восторгался мужеством и самоотвержением русского воина, показавшего в эту тяжёлую годину, что он умеет любить и защищать своё Отечество до готовности положить за него жизнь свою?

И совсем не случайно, что после окончания войны началось строительство сооружений, призванных увековечить память о защитниках города. На месте славных битв Крымских стоит множество памятников, но важнейшее из них, безусловно, Братское кладбище.

...Прошло много лет. Братское кладбище вполне устроено. В густой зелени стоят белокаменные братские могилы, а над ними, выше, расположился Храм – памятник, как верный страж последнего убежища павших героев. С трепетом переступает православный человек ограду усыпальницы героев. С благоговением переходит он от одной могилы к другой, подолгу останавливается перед ними и внимательно прочитывает помещённую на них краткую историю героев. Духовному взору его представляется поле битвы, защитники Отечества и мученики за веру. И спешит он в Святой Храм – поклониться единому Вечному Богу и поставить свечу за упокой душ, на поле брани убиенных.

Свято-Никольский Храм проектировал и строил Алексей Александрович Авдеев (1819–1885 гг.). Происходил он из дворян Тульской губернии, воспитывался в Московском дворянском институте. Удачно составленный проект церкви для имения Хомякова дал повод военному министру князю В.И. Васильчикову заказать Авдееву проектирование церкви для военного кладбища в Севастополе.

Вскоре проект был составлен. Его необычность заключалась в особенности выбора архитектурной формы. В пояснительной записке к проекту отмечалось, что храм будет выстроен в виде огромного памятника, в форме большой усечённой пирамиды – знака вечности и покоя. На вершине – гранитный крест высотой 6,8 м. Проект получил одобрение. За это сооружение Авдеев был удостоен звания академика Императорской академии художеств. В августе 1861 года в Севастополь прибыл Александр II. Государь посетил Братское кладбище и Херсонесский монастырь, где заложил первый камень и установил деревянный крест в основании будущего храма в честь Святого Равноапостольского князя Владимира. На Братском кладбище храм благословили назвать именем одного из самых почитаемых в православии святых – Николая Чудотворца.

...Наружный вид храма впечатлял своим оригинальным и величественным видом, а внутреннее устройство – утончённым изяществом. К слову сказать, первоначально стены храма украшала прекрасная живопись, но от сырости она подверглась порче, а в некоторых местах даже уничтожению.

В 1886 году Государь Император Александр III, посетив могилы героев, осмотрел Храм и повелел живопись заменить мозаикой. Работа была выполнена в мастерской Сильвиати в Венеции.

В 1992 году из Киево-Печерской лавры в Севастополь были доставлены мощи святого Священномученика Климента Римского, а в 1993 году с острова Сардиния в Свято-Никольский храм доставили мощи Святого Николая-Чудотворца с грамотой Ватикана—в дар Севастополю. В 1994 году по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в город русской славы доставили также мощи Святого Преподобного Сергия Радонежского.

...Свято-Никольский храм поражает своей архитектурой, мощной духовной энергетикой. Однако в последнее время севастопольцы, многочисленные гости города, приходя сюда, невольно обращали внимание на его, по правде говоря, не совсем удовлетворительное состояние. Стёршиеся за продолжительный период существования храма краски росписи, испортившаяся или вовсе утерянная мозаика... И вот наконец, ко всеобщему удовольствию, в этом году началась работа по реставрации, инициированная специалистами Студии военных художников им. Грекова.

«История Свято-Никольского храма богата и очень значима для всех нас, — говорит начальник студии капитан 1 ранга Андрей Соколов. – Как известно, он стоит на месте захоронения свыше ста тысяч воинов, которые погибли во время обороны Севастополя в XIX веке. Но, к сожалению, время и отсутствие работ по реконструкции сделали своё дело. Что говорить, мозаику последний раз мыли в далёком 1911 году. Сознавая историческую и духовную значимость Свято-Никольского храма для всех православных людей, вряд ли можно оставаться равнодушным к его нынешнему состоянию.

Именно поэтому руководство Студии военных художников имени Грекова, посоветовавшись с реставраторами, художниками, приняло решение оказать безвозмездную помощь, отправиться в Севастополь и провести в храме часть реставрационных работ. В результате за три с половиной месяца мы отреставрировали главное место в храме – алтарную часть.

В процессе работы выяснилось, что мозаик, которые мы укрепили специальными растворами, к настоящему времени сохранилось всего 30–40 процентов. Утери, которые произошли за многие годы, восстановили живописью. Проведён довольно большой объём работ. Прежде всего, необходимо было до самого камня убрать шпаклёвку толщиной пятнадцать сантиметров, затем на кованые гвозди, оставшиеся с 19 века, нанести специальную проволоку. И только после этого можно было нанести три слоя специальных «дышащих» шпаклёвок. К слову сказать, краски, которые мы использовали, тоже «дышат», это позволит избежать застоя воздуха и, соответственно, отслаивания на протяжении нескольких десятилетий.

– Какое испытываете чувство при виде результатов работы?

– Радостное чувство – от ощущения, что мы что-то смогли сделать. Знаете, уже в Вербное воскресенье в Храме состоялась служба уже у обновлённой алтарной части. Я видел лица людей, которые приходили в храм. Сначала удивление, а затем – восхищение. Ведь последние несколько лет здесь стояли строительные леса, кроме того было довольно трудно рассмотреть рисунок выщербленной росписи. При таком состоянии внутренней части храма успело вырасти целое поколение. И, конечно же, люди испытывают искреннюю радость оттого, что храм меняется в лучшую сторону.

– Андрей Петрович, сегодня алтарная часть довольно выделяется на общем фоне...

– Понимаю, что вы имеете в виду. Мы надеемся продолжить этот благотворительный проект, во всяком случае, соответствующее решение уже есть. Если всё сложится так, как планируем, то через некоторое время наши художники вернутся в Севастополь и приступят к работе по дальнейшей реконструкции.

– Какова основная мотивация этого проекта?

– Храмы обязательно нужно восстанавливать. С той целью, чтобы объединить всех православных, братские славянские народы. Люди, на продолжении многих веков связанные единой верой, должны быть вместе. Что может быть благороднее и благодарнее этой цели?

Людмила Новоселова

Категория: Статьи о Севастополе | Просмотров: 1214 | Добавил: sewastopol | Рейтинг: 0.0/0
Добавление комментария
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Оцените новый дизайн
Всего ответов: 70

Расписание киносеансов, концертов - смотрите в нашей АФИШЕ СЕВАСТОПОЛЯ


Случайные фотографии








Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0