21:41

Пираты XXI века: без ореола романтики

Вести с просторов Мирового океана в последнее время все более настораживают и даже пугают. Не успели все вздохнуть с облегчением после счастливого возвращения на родную землю украинских и российских моряков судна "Геркулес", захваченных пиратами, как один за другим, практически без перерыва, прозвучали новые сигналы SOS.

Так, 9 сентября в морских водах Нигерии пиратами было захвачено судно, принадлежавшее британской судоходной компании. Семь из двадцати пяти членов экипажа, среди которых один украинец, выходец из Севастополя, были вывезены захватчиками в неизвестном направлении. Условия похитителей пока остаются неясными. А в конце прошлой недели украинский МИД подтвердил факт захвата пиратами украинского судна "Фаина", направлявшегося в Кению, с 21 членом экипажа на борту. Из них 17 человек—граждане Украины, трое россиян, один член экипажа—гражданин Латвии. На борту судна находится военная техника: танки, гранатометы и другое вооружение. Пираты требуют баснословный выкуп за сохранение жизни и освобождение моряков...
Севастополь—город, в котором проживают тысячи гражданских моряков. И потому случившееся не может оставить нас равнодушными. Тем более этот случай, к сожалению, не единичный. Профессия моряка становится все более опасной: ведь, кроме объективных, естественных трудностей, ожидающих любого моряка дальнего плавания, есть субъективные—вероятность стать жертвой, по сути, международного терроризма. И здесь недостаточно рассчитывать на собственные силы. Требуются крепкая рука и защита родного государства.
Одна из статей Конституции Украины гарантирует защиту всем гражданам, пребывающим за пределами страны. Украинское посольство в Нигерии в настоящий момент поддерживает связь с нигерийскими спецслужбами и местными властями совместно с Посольством Великобритании. Есть информация, что к переговорам привлечены посредники, имеющие соответствующий опыт. Однако сегодня ситуация так и остается неразрешимой. Будущее севастопольского моряка, как и его местонахождение, неизвестно. В тревоге и полном неведении пребывает его семья. Вот информация жены заложника, выложенная на одном из электронных севастопольских форумов: "...мне прямым текстом сказали: надейтесь на Британию... Еще позвонили и отчитали, что я во все инстанции строчу... Мы этим делом занимаемся днем и ночью... Здесь законы джунглей, их нельзя спугнуть".
Законы джунглей на морских просторах—это не мистификация, а суровая реальность. Неполных два месяца назад в том же штате Нигерии, где произошла сентябрьская трагедия, было захвачено судно "Геркулес", обслуживающее итальянские нефтяные платформы. Экипаж численностью 12 человек состоял из граждан России и Украины. 25 июля судно и 7 членов экипажа были освобождены. Еще пятерых моряков похитители вывезли в неизвестном направлении. А незадолго до этого, 28 мая, в Аденском заливе сомалийскими пиратами было захвачено немецкое судно, на борту которого находились 15 человек, в том числе четыре гражданина Украины. В результате переговоров моряки были освобождены в обмен на выкуп. По данным западных СМИ, за освобождение судовладелец заплатил 750 тысяч американских долларов. В плену у пиратов украинцы в общей сложности провели 42 дня.
Морские пираты стали намного агрессивнее. Это вполне объяснимо, ведь их "ремесло"—дело доходное, а товары на судах—добыча легкая. По мнению представителей Международного морского бюро, сегодня стало "легче ограбить судно, чем банк". По данным этого же бюро, ежегодный ущерб от пиратства в азиатских морских водах оценивается не менее чем в 25 миллиардов долларов.
Современное пиратство подразделяется на три вида. Первый представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или гавани, а затем грабят пассажиров или экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.
Второй вид—это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывая судно и груз.
Третий вид—это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.
Примечательно, что действия современных пиратов становятся все более жесткими по отношению к членам экипажей захваченных судов. К примеру, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты захватили китайский сухогруз "Чунг сон". Тогда они обезглавили всех 23 членов команды, а тела выкинули за борт. Сам корабль злоумышленники продали сингапурскому бизнесмену за 300 тысяч долларов. Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовецкие суда. Но иногда они нападают на частные прогулочные яхты. Самый громкий случай произошел в 2001 году, когда пираты убили на Амазонке обладателя Кубка Америки, знаменитого яхтсмена Питера Блейка.
Слово "пират" вошло в обиход примерно в IV — III вв. до н.э. и происходит от греческого "пробовать, испытывать". Таким образом, смысл слова—"пытающий счастье". Некоторое время истории о пиратах несли на себе даже некий ореол романтики, но сегодня пират объявлен кем — то вроде врага рода человеческого и подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом. Но случаев, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно, немного. Один из недавних—операция французских спецслужб, когда у пиратов была отбита яхта с пожилыми супругами на борту.
Но есть основания полагать, что далеко не все случаи пиратских захватов подлежат широкой огласке. Существует мнение, что в этом в первую очередь не заинтересованы судовладельцы, которые нередко настойчиво убеждают капитанов и экипажи судов не распространяться о подобных инцидентах. Во — первых, из — за боязни издержек в ходе судебных разбирательств по делу о пиратских нападениях. Во — вторых, судовладельцы пытаются избежать потери доверия со стороны коммерческих партнеров и не желают выплачивать компенсации пострадавшим работникам. Хотя Международная организация транспортников рекомендует судовладельцам учитывать при заключении договоров с экипажами степень риска, зависящего от курса и зоны следования корабля. Например, зарплата для моряков, отплывающих в Нигерию—самую "прославленную" зону пиратов,—должна увеличиваться в два раза.
Эффективным средством против пиратов должны быть, по логике, военно — морские силы. Однако за последние пятнадцать лет, например, российский ВМФ практически свернул свое присутствие во многих районах. Еще более скромно выражено присутствие в водах Мирового океана ВМС ВС Украины. На кого же тогда уповать гражданским морякам, тяжелым трудом зарабатывающим себе на жизнь, в случае попадания в экстремальные ситуации далеко от Родины?

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

по материалам: http://slava.sebastopol.ua
Просмотров: 1369 | Добавил: sewastopol | Рейтинг: 0.0/0
Добавление комментария
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Опрос
Вы бывали на параде Хризантем в Ялте?
Всего ответов: 131

Расписание киносеансов, концертов - смотрите в нашей АФИШЕ СЕВАСТОПОЛЯ


Случайные фотографии








Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0