[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Kitty, Octavia  
Форум » Мужчина & Женщина » Дамский клуб » Традиции и обычаи разных стран мира (Разные традиции)
Традиции и обычаи разных стран мира
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:33 | Сообщение # 46
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Традиции и праздники Финляндии
Вы знаете, что Финляндия, в переводе со старо-финского означает "Мое болото"? Так, вот я живу в своем болоте - засосалоооо! Ну просто офигела, офинела и офинилась. Традиции финны свои чтят и берегут, и помнят. И традиции эти очень крепко переплетаются с русскими.

Без чего финн жить не может - без сауны и гриля! Пиво, кофе, танцы - это потом. А вот сауна и колбаска на гриле - на первом месте! Финны говорят, что когда-то они появлялись на свет и уходили из этого мира в сауне. Так что сауна для них - почти что святое место. Если хотите узнать сокровенные тайны финна - пригласите его в сауну. С колбаской и пивом, разумеется. А потом кофе и танцы до упаду.

А что такое сауна? Как сказали бы наши братья хохлы: "Тю, так это ж сама баня и е, тилько сауной кличут". Больше все же напоминает нашу парилку, где поддают пару и хлещут друг друга березовыми вениками. Сауны есть в каждом подъезде многоквартирного дома, ну, а про частные дома и дачи говорить нечего. Сейчас, в новых домах, даже прямо в квартирах строят сауны. Но в квартире париться - это совсем не то, что на даче. Когда прямо из сауны, голышом бултых! В прохладную озерную воду и пивка с колбаской, и снова в сауну! И так можно хоть целый день, только дровишки в печку успевай подбрасывай. Райское наслаждение, скажу я вам!

Немного хочу добавить о Рождестве.

Праздник это особенный, потому что родня собирается вместе. Ну хоть раз в году пообщаться, это тоже удовольствие! С утра в церковь чинно сходят, потом к столу, попивая горячий грог (особое красное вино, ароматизировано корицей и гвоздикой, с добавлением миндаля и изюма) и поедая свиную ногу с брусничным вареньем. Подарками, разумеется, обмениваются. А Ночью на кладбище! Не страшно совсем, там народу в Рождественскую ночь, как днем. Никто слезы не проливает, а даже наоборот. Радостно поздравляют и ставят свечи на могилы родных. Это выглядит очень красиво. Как снежный замок, со множествами огней! После, конечно же, сауна! А дальше - кто во что горазд. Уж как фантазия подскажет.

Но вот перед Рождеством есть еще один праздник, он называется pikku joulu - маленькое Рождество. Все-таки Рождество - семейный праздник. А повеселиться хочется. Вот финны и придумали. Как правило, это праздник рабочего коллектива. Где коллеги, наконец, могут расслабить и узнать друг о друге побольше! Тут тоже зависит от организации, где работаешь. Могут и мини круиз в Таллин или Стокгольм устроить. С танцами, сауной и пивом, разумеется. Могут вечер в ресторане, где, наконец, коллеги увидят друг друга не в форме, а в вечерних нарядах. Ну, если уж совсем бедненькая организация, тогда просто накроют праздничные столы в офисе, но сауну уж обязательно устроят!

Новый год - такой же веселый, как и в России. Тут не нужно сидеть за столом с тетушками, которых не видел с прошлого года и слушать старческие воспоминания. Новый год можно и с друзьями. Нет особо близких друзей - рестораны, и дискотеки все открыты, если любишь большие вечеринки. А можно и с любой уединиться в зимней избушке, с печкой и сауной, конечно! Ракеты, петарды, шампанское в 12 часов ночи - это обязательно!

Следующий Праздник - Масленица! И блины финны тоже едят. Только блины эти отличаются от наших. Жарятся на сливочном масле, довольно толстые. Каждый посыпают сахаром, непременно клубничным вареньем и еще сверху украшают взбитыми сливками. И называется это сооружение "Бедный рыцарь"! Вот съешь пару таких рыцарей - ни в одну кольчугу потом не влезешь!

Вот, с зимой попрощались, и движемся к самому светлому празднику - Пасха! Пасха, конечно, обыкновенная, те же куличи и крашенные яйца. Правда, не целуются финны, выходя из церкви! Едят на Пасху "mammi". Такое коричневое желеобразное кушанье, приготовленное из злаков. Заливают молоком. Но вот вербное воскресенье, это праздник для детей. В этот день для них двери каждого дома открыты. Дети готовятся к этому празднику. Ходят в лес, нарезают вербных веточек, украшают их бумажными цветами и лентами. А В воскресенье сами наряжаются в яркие сарафаны, платки и картузы. Раскрашивают брови и щеки. С собой берут корзинку, ведерко, старый чайник... у кого что найдется... и идут вербовать.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:34 | Сообщение # 47
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
"Вирву, варву, мир, покой и счастье вашему дому. Веточку - вам, денежку - нам!" (это примерный перевод). И взрослые к этому дню тоже готовятся, закупая конфеты, шоколадные яйца. Ну уж если ничего в доме не нашлось, тогда монетку в корзинку бросить нужно. Такой веселый товарообмен получается. И Вас радует раскрашенная, пушистая красавица в вазе. А дети после подсчитывают свои богатства.

Мама моя говорила, что в послевоенное ее голодное детство, они просто стукались крашенными яйцами. У кого оставалось целое, забирал себе битое. Так тоже набирали корзинки яиц и радости не меньше было.

Певромай! В России это был праздник трудящихся. А здесь это - праздник студентов, абитуриентов, встречи с одноклассниками и однокашниками. Начинается он еще с вечера 30 апреля. По центральной площади с зажженными факелами идут колонны студентов в разноцветных комбинезонах и белых шапочках. Цвет комбинезона определяет факультет. Вначале я думала, что белая кепка - знак окончания высшего учебного заведения. И подумала - ни фига себе, какие они здесь все умные! А оказалось, что всего лишь окончание колледжа, что приравнивается к нашей средней школе.

В этот же вечер студенты устраиваются соревнования - кто больше выпьет пива. Наверное, определяют признак взрослости таким образом. На следующий день устраивается шоу "посвящение в студенты". На берегу реки стоят два огромных крана, с подвешенными корзинами. Вот эти корзины с новоиспеченными студентами опускают в холодную, первомайскую, речную воду. Кто-то прямо так, в цветном комбинезоне. А кому жаль мочить красочный наряд, в трусах и кальсонах. Зрелище веселое! Абитуриенты визжат в корзинах от ледяной воды. Зрители - на берегу. Такой массовый стриптиз посмотреть! Конечно, рядом переносная сауна дымит. И спасатели начеку...

В первомай пьют "sima". Напиток, похожий по вкусу на наш квас и бражку вместе взятые. Шоу закончено, но веселье продолжается. На улицах ярмарки, песни, клоуны с шарами. Тир и всякие смешные аттракционы. Днем это - праздник для детей. А как же! В этот день открывается парк аттракционов, и можно есть сахарную вату, леденцы на палочка, конфеты, и даже мороженое!

В Финляндии заведено правило для детей. Карамельный день - раз в неделю. Чтобы дети не увлекались сладким и берегли зубы. Обычно это - суббота. Когда ребенок, наконец, может купить себе полюбившийся шоколад, набрать пакетик конфет... А тут такое исключение! Это ж здорово!

Весна пролетела незаметно, вот и лето северное настало. Короткое, но яркое! Солнце ведь не заходит практически все лето. У нас белые ночи даже лучше, чем в Питере.

Приближается день Ивана-купалы (Juhannus). Конечно, девушки в этот день не гадают на суженного, опуская венки в воду. И не ищут папоротник светящийся. Клевер четырехлистный на счастье, если попадется, - знак хороший. И костер зажигают обязательно. Города в этот день вымирают. Все уезжают в деревни, на дачи. Нет дачи, можно купить ночной круиз по озерам. Это тоже очень красиво. На палубе музыка играет, пароход медленно плывет по зеркальной глади, а по берегам вспыхивают алые флаги летних костров, раздается смех... Народ веселится, купается, кто-то гоняет с песнями на моторных лодках и водных лыжах, а кто-то просто с удочкой сидит в ночной тиши.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:34 | Сообщение # 48
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Каждый год перед этим праздником все средства массовой информации предупреждают о том, чтобы были осторожны с огнем и не катались на лодках в пьяном виде. Но ведь пьяному финну море по колено! У нас с сыном уже традицией стало. После праздника смотрим первые новости, где объявляют, сколько за эти дни случилось пострадавших - на дорогах, от ожогов. И просто утонувших. Но это никак не останавливает финнов, из года в год повторяется одно и то же. Пьют и тонут или горят, и угорают на собственных дачах!

Праздников еще много осталось до Нового года. В конце лета - праздник раков! И праздник цветов! Летом вообще много всяких увеселений. Джазовые и рок-фестивали, кино-фестивали... А летние танцы под открытым небом, где нибудь на берегу озера! Это так здорово!

Вообще, про танцы нужно рассказать отдельно. Это очень хорошо придумано. Люди могут общаться. Причем любого возраста. Ну скажите мне, где в России может пенсионер пойти потанцевать? А тут - пожалуйста. Даже дневные для них устраивают. Когда я вижу раскрасневшихся старушек, у которых глаза горят от счастья, и они мгновенно молодеют, я им завидую. Они живут полной жизнью. Есть рестораны, или дни, когда дамы приглашают кавалеров. Это еще то шоу!

Однажды я попала на такие танцы. В этот день мужчины достают из сундуков свои галстуки и пропитанные нафталином пиджаки, приглаживают волосы, если что осталось, и идут в ресторан - не только потанцевать, но и в надежде, может, счастье свое найти. Ну где еще фермеру найти свое счастье? Никто ж к нему на хутор не приедет! И в этот день они трезвые! Потому что знают, пьяных никто приглашать не будет.

Вы помните песенку: "девчонки стоят в сторонке"? Так вот в этот день "мальчишки" стоят в сторонке, подпирая стены, бросают кокетливые взгляды, или откровенно заигрывают, кружа по залу, строя глазки девушкам. Это надо видеть! Ситуация поворачивает на 180 градусов. Уже никто тебе не скажет в след пошлость, типа "хороши ножки или сиськи", никто тебя не разглядывает, откровенно раздевая взглядом... В этот день женщины - купцы на ярмарке! Они свысока, небрежно осматривают мнушихся кандидатов. Подпив немного, хохочут над краснеющим в углу толстым дяденькой, не стесняясь, тыча в него пальцем. Больше чем уверена, обсуждают и его прелести! Картина маслом! А мужчинам строго запрещено приглашать. Ждут, бедненькие, своей участи или очереди! Ох, и насмеялась я в тот вечер, созерцая эту картину.

Вот осень, последний праздник перед Рождеством - День независимости! Спасибо дедушке Ленину! Ура!

В этот день и ветеранов чтут, а в замке президента в торжественный вечер. И по всем городам, в местной ратуше речь произносят, гимн поют хором. Потом праздничный фейверк, и после, когда последняя искра фейверка потухла на черном небе - раз! - и вспыхивает праздничная иллюминация! Не просто огоньки, развешанные на деревьях, а это - разноцветные картинки, протянутые через главную улицу. Очень красиво!

Еще немного о традициях... "Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ремне..."

Вы помните, те времена, когда почтовые ящики висели на каждой двери, и таблички с фамилией? Замечательные времена! А в Финляндии они еще остались. Правда, немного упразднили, это уже не ящик, а всего лишь - прорезь в двери. Но таблички с фамилией есть!

А детство свое босоногое вы помните? Когда без звонка вы бегали к соседским детям смотреть диафильмы, играть в "принцесс" и "семью", оставались на ночь, читая страшные сказки. И наши мамы не могли нас зазвать домой со снежных горок и катков. Здесь все это осталось! Дети ходят толпами в гости, правда, смотрят все больше видеофильмы. Остаются ночевать и катаются на санках допоздна, промокнув до нитки...

Я не идеализирую и не преувеличиваю, так оно и есть на самом деле. Не верите? Приезжайте и посмотрите сами, а может быть, даже примите участие...


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:36 | Сообщение # 49
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Свадьбы разных народов

У всех народов населяющих нашу планету в той или иной степени развиты свадебные обряды и традиции, причем большинство из них восходит к очень древним временам. Эти обряды всегда были веселыми, жизнеутверждающими, чем и объясняется их живучесть. Более того, все составные этого самого прекрасного в жизни праздника имеют свои особые смысл и значение.

У разных народов существуют самые различные обряды и традиции, связанные со свадьбой. Иногда мы даже не осознаем, что используем обычаи других народов. Например, Вы знаете, где появился обычай, когда молодые покидают церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь», чтобы родились хорошие, здоровые дети. Или обычай, когда к машинам свадебного кортежа привязывают жестяные банки и старые башмаки, чтобы отогнать от молодоженов злых духов. Или обычай, когда молодые после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки, чтобы уберечь ее от напасти.

Самый главный символ свадьбы — это кольца, залог верности и любви, нерушимости союза. Обручальное кольцо известно с давних времен, когда у некоторых кочевых народов существовал такой обычай: мужчина, чтобы не дать своей возлюбленной сбежать от него, связывал ей ноги у щиколоток обручами из душистой соломы. Впоследствии ненадежные соломенные «кандалы» были заменены на кожаные. Цивилизованные римляне придали обычаю чисто условный характер — стали надевать на своих избранниц кольцо, сначала сделанное из железа, потом из золота. Христианская религия подхватила и канонизировала традицию. И с тех пор обмен кольцами составляет основу церемонии бракосочетания.

И, конечно, во многих странах традиционным является свадебный пирог, считающийся символом счастья и удачи. Уже в Древнем Риме по традиции над головой невесты разламывали пшеничный свадебный хлеб, который выпекался из муки, меда, миндаля и пряностей. В нашей стране также с очень древних времен сохранился обычай встречать молодых, вернувшихся после венчания из церкви домой, «хлебом-солью».

Это очень увлекательно изучать и сравнивать свадебные традиции и обычаи разных народов, особенно в период подготовки к собственной свадьбе. Согласитесь, праздник, в котором продуман только праздничный стол, скучен и беден. О таком празднике не станешь вспоминать, так как он сольется с ему подобными. А как хочется сделать свою свадьбу поистине незабываемой, чтобы и спустя много лет о ней говорили и рассказывали своим друзьям и подросшим детям.

В данном разделе сайта мы подробно расскажем о свадебных обычаях и традициях, характерных для разных стран. Надеемся, что этот материал будет Вам полезен при подготовке к свадебному торжеству


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:37 | Сообщение # 50
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Русская свадьба

Свадьба – обряд, существовавший на Руси с древних времен. На протяжении истории свадебные обычаи, да и культура в целом постоянно менялись, однако даже в современной свадьбе, несмотря на прошествие нескольких веков, можно заметить черты, особенности и ритуалы, существовавшие с древних времен.

Для того чтобы более четко представлять назначение тех или иных свадебных традиций, их изначальный смысл, необходимо обратиться к истории.

В данном разделе мы рассмотрим особенности свадьбы у древних славян, свадьбы времен христианской Руси.

Кроме того, мы подробно рассмотрим особенности городской свадьбы, каждый из этапов деревенской свадьбы:
1) сватовство
2) осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты
3) сговор, обручение и запой
4) девичник, молодечник
5) венчание
6) свадебный пир
7) первая брачная ночь
8) второй день свадьбы, а также прохождени первого года супружеской жизни.



Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:38 | Сообщение # 51
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Особенности цыганских брачных традиций

Свадебная обрядность цыган в этнографической литературе практически не описана, а на то, что в ней можно найти, надо полагаться с большой осторожностью.

Например, в 1838 году петербургская газета "Северная пчела" рассказывала русскому читателю, что жениху безразлично даже кровосмесительство: "Не зная религии, не знают они и брачных союзов: у них нет законного, установившегося обряда свадьбы. Четырнадцатилетний мальчик берёт первую попавшуюся ему девушку, даже из родных и женится на ней".

Конечно, это глубоко неверный взгляд. Автору казалось, что молодой цыган не обращает внимания на волю родителей: сам выбирает кого захочет, сам устраивает свадьбу.

Существуют, конечно, и более достоверные описания. В книге Рихарда Либиха (Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864) свадьба описана следующим образом: молодые люди становятся перед вожаком на колени, клянутся во взаимной любви и обмениваются кольцами, если случайно имеют их. "Затем начальник берёт глиняную кружку с вином, льёт несколько капель на голову молодых людей, выпивает остальное за их здоровье, и бросает сосуд вверх, чтобы он, упав, разломился. Чем больше при этом бывает разбитых кусков, тем больше счастья предстоит молодым людям. В этом заключается весь обряд бракосочетания цыган, и он довершается едою, питьём, играми и пляскою... Позднее и при удобном случае, молодые супруги венчаются в церкви, но не потому, что находят это действительно нужным, а лишь с целью получить законный дорожный паспорт".

Страна изначального происхождения цыган - Индия, но обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.

Заключение брака при помощи сватовства было наиболее распространённым явлением.

Цыгане могли засватать своих детей, когда те были ещё грудными. Родители договаривались о том, что по достижении детьми определённого возраста состоится свадьба. Такая договорённость соблюдалась строго. Эта форма заключения брака существовала у многих групп - у русских цыган, а также у сэрвов, кэлдэраров и прочих. Иногда цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то её брали к себе в шатёр и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. Кроме того, у кэлдэраров существовал обычай обмена дочерьми-невестами, по-цыгански это называется те кэрэс пе скимбате. То есть, отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жёны своему сыну. При обмене невестами обычного выкупа, и это было выгодно обеим семьям.



Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:38 | Сообщение # 52
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
У всех групп цыган была распространена и такая форма вступления в брак, как кража невесты. Это было вызвано, прежде всего, экономическими причинами - не было денег на свадьбу, или для уплаты выкупа. Но чаще к похищению прибегали, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак. Вообще, умыкание по взаимному договору или насильственные, не фиктивные похищения, предусмотрены обычаями цыган, но они вовсе не являлись господствующей формой заключения брака (как это принято думать). Кроме того, сами цыгане этого не приветствуют. Исход таких побегов бывает двоякий: либо молодые так устроят побег, что их не догонят (тогда через некоторое время они возвращались в табор, где их принимали как мужа и жену). Если же юношу и девушку успевали догнать, развязка могла быть самой трагической.

Местами знакомств молодых людей были, в основном, ярмарки, на которые съезжались разные цыганские таборы. Но нравственные нормы таборной жизни сковывали естественное поведение юношей и девушек: они не должны были проявлять симпатию друг к другу, не имели права встречаться наедине. Такие встречи сурово наказывались и ложились тяжёлым позором на семью девушки. Юноша, как правило, не выбирал себе невесту, это делали его родители; то есть свадьбу в таборе устраивали по решению старших (надо заметить, что это веками было в порядке вещей и у окружающих цыган народов).

Но именно такие обычаи помогли сохраниться цыганам как особой этнической группе. Ведь это оседлое население могло позволить детям некоторые вольности (например, немецкий парень может выбрать не одну, так другую немецкую девушку из того же города или той же деревни). Гораздо "опасней", если цыганская молодежь начнёт искать счастье на стороне. Чтобы этого не случилось, в таборах шли на упреждение. Родители женили детей в тринадцать-четырнадцать лет. Такие ранние браки были нужны, чтобы удержать подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Учитывая, что численность цыган не так уж и велика, это была радикальная, но необходимая мера. Без ранних браков, заключённых по воле старших, цыгане вряд ли сохранились бы как народ. Не имея своего государства, не имея единой территории, или единой веры, они вполне могли раствориться в иноэтничной среде. Надо сказать, что и в наше время возраст вступления в брак по-прежнему довольно ранний. Теперь, конечно, крайне редко можно увидеть молодожёнов 14-15 лет. Но во всех наблюдаемых случаях брачный возраст варьируется в малых пределах - 16-20 лет.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:38 | Сообщение # 53
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Свадебные традиции Англии

Английские свадебные традиции во многом типичны для свадебных традиций народов Европы. Формы и мотивы брака у народов Европы на протяжении веков менялись, но отношение к нему оставалось одинаковым: безбрачие и бездетность осуждались, забота о детях была одной из главных целей супружеской жизни. Долгое время браки у европейцев заключались не по велению сердца, а были обычной сделкой.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:39 | Сообщение # 54
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Болгарские свадебные традиции

Ритуал брака у болгар начинается с испрашивания согласия, т.е. сватания. Сватами избирались родные жениха, обязательно семейные, с опытом сватовства. Выбирался благоприятный, по поверьям, день (воскресенье, понедельник, четверг) и вечерний час, чтобы сватовство осталось тайной, так как неизвестно было, каков будет ответ родителей девушки.

После сговора родители молодых считались породненными и начинали обращаться друг к другу «сват», «сватья».

Большая помолвка носила подчеркнуто публичный характер. К дому невесты шли с музыкой, впереди, приплясывая, двигалась молодежь. Количество гостей в значительной мере зависело от материального благосостояния сторон. Важным моментом большого годежа (помолвки) был уговор о проведении свадьбы: уточнялись время, число участников, оговаривались взаимные подарки, размер брачного выкупа (если он сохранялся). Разговор о последнем иногда превращался в настоящую торговлю, хотя часто шел в иносказательной форме — якобы о покупке телки и пр., которую родители девушки расхваливали на все лады, а «покупатели» старались сбить цену. По достижении согласия отец приказывал дочери целовать руки будущим свекру и свекрови. Деньги преподносили на каравае хлеба. Процедура брачного выкупа могла пройти в промежутке между помолвкой и свадьбой.

На большом годеже происходил обмен дарами. Родители парня вручали девушке монисто из золотых монет или хотя бы одну монету на шнурке — отличительный знак невесты. Родители и священник (если он присутствовал) благословляли молодых, которые обменивались перстнями. В районе Котела обряд обмена перстнями проводили родственники кума. Затем начиналось веселье. В некоторых местах (например, на Северо-востоке Болгарии) было принято за трапезой испытывать сообразительность сватов, которые отвечали на вопросы или исполняли желания хозяев, высказываемые в виде загадок. Большой годеж был серьезной гарантией достигнутого соглашения о браке. Отказ от него оборачивался моральным и материальным ущербом и случался редко.

После помолвки молодые назывались женихом и невестой. Их положение внешне отмечалось знаками-украшениями: монисто, золотые монетки на платке у невесты, узорный платок за поясом (подарок невесты), китка на шапке у жениха и пр. Помолвленные еще больше отдалялись от молодежной среды и сближались между собой. Жених сопровождал невесту, мог навещать ее дома. Молодые помогали друг другу в полевой работе.

Свадьба у болгар в прошлом продолжалась семь дней. Занятие земледелием определило ее проведение осенью и зимой; но там, где были развиты отгонное скотоводство и отхожие промыслы, вошли в обычай летние свадьбы. Под влиянием народных верований и христианской религии почти повсюду свадьбы не игрались в так называемые поганые дни — от Рождества до Крещения, в Великий пост, а также во время интенсивных летних полевых работ. Избегали венчаться и в високосный год из-за поверья, что один из супругов рано умрет.

Главными обрядовыми лицами на свадьбе являлись кум и сват; они делили между собой руководящую роль. Оба выступали вместе с женами. Избирался старый сват из родственников жениха или его близких свойственников (обычно муж сестры). Кум являлся крёстным жениха или сыном крестного (эта роль наследовалась). Свадебными чинами обладали также деверь и золовка — брат и сестра жениха, не состоящие в браке (иногда несколько братьев или сестер); если же таковых не было — его кузены. Обобщенные названия участников свадьбы со стороны жениха — сваты и свахи.



Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:39 | Сообщение # 55
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
В большинстве областей страны свадьба начиналась в четверг комплексом обрядов, связанных с приготовлением свадебных хлебов в домах жениха и невесты. Односельчане считали своим долгом послать тем, у кого намечалась свадьба, зерно с целью магического обеспечения рождения у молодой первенца-мальчика. Убрав зерно с ткани, расстеленной для его сбора, бросали на нее перстень жениха и укладывали золовку в одежде невесты, а затем качали ее на ткани, выкрикивая: «Мальчик — девочка — мальчик!»

Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение — это было, как говорили в народе, «заквашивание свадьбы». В некоторых районах Фракии дрожжи брали из дома брачного партнера. В Северо-западной Болгарии воду для теста доставляла лада — девочка, у которой родители были живы, одетая в наряд невесты. Вода наливалась под обрядовые песни сопровождающих ее свах. Просеивали муку деверья и золовки через нечетное число сит в такое же число деревянных корыт для замешивания теста. Обычно в муку клали перстень жениха и браслеты невесты. Монотонные песни девушек комментировали обряд. Размешивание муки с водой символически часто начинал деверь, действуя свирелью, пучком базилика и др. Тесто месила обычно золовка. В Западной Болгарии нередко избирали на эту роль чужую девушку, у которой родители были живы. Обрядовые песни прославляли молодоженов. В некоторых вариантах засевок производилось ритуальное смывание теста с рук золовки, а использованная вода выплескивалась под фруктовое дерево.

Свадебные хлебы орнаментировались, причем по-разному, в зависимости от их функции. Одни из них служили основой (подставкой) для кумова деревца, другие — для баклажек деверей, третьи разламывались и съедались участниками того или иного обрядового действия. На засевках один из свежевыпеченных хлебов или пресный, намазанный медом — меденик, разламывался на голове деверя или жениха. За этим следовал хоровод и трапеза, во время которой съедали разломленный хлеб.

После выпечки хлебов в доме жениха или в двух домах изготовляли свадебное знамя (байрак, пряпор, уруглица, стяг, ламбур и др.). Обрядовые лица были те же: золовки и деверья. В Родопах и в Пиринском крае прежде, чем отсечь древко для знамени, поливали основание ствола вином, клали к нему орехи и хлеб (символы веселья, детей и сытой жизни). Знамя жениха было красным, невесты —белым; если же делали одно знамя, оно было красно-белого или красного цветов. Полотнище украшалось цветами и зеленью. На древко насаживали красное или позолоченное мишурой яблоко (символ плодородия). В целом знамя символизировало брачный союз. Девушки, украшавшие знамя, передавали его деверю за выкуп. Пройдясь со знаменем по двору во главе вереницы танцующих в хороводе, деверь закреплял его на высоком месте — на крыше дома или на дереве. Это означало, что в этом доме будет свадьба.

Между засевками и началом движения свадебного поезда нужно было приготовить кумово деревце (бор, елха, ябълка, чапгал, вёйка, гранка, бахча, дъб, трапеза и др.). Оно делалось из ветви плодового или вечнозеленого дерева или же из дерева с твердой древесиной и имело нечетное число веточек. Украшалось такими же цветами, зеленью и яблоком, как и свадебное знамя. Деревце втыкали в три кумова каравая, положенные один на другой. Символика кумова деревца изменялась в процессе свадебного ритуала. При передаче его куму, прибывшему со сватами за невестой, оно символизировало невесту. Поставленное на свадебном столе перед кумом в качестве его обрядового атрибута, перед которым он благословлял молодых, деревце воплощало идею образования семьи.

Важным моментом свадьбы было завивание венков для молодых, а в некоторых местах и для деверей, которое происходило в доме жениха. Сделанные из виноградной лозы, стеблей шиповника или розы, скрепленные красными и другими нитками и украшенные цветами и зеленью, венки символизировали жизнь, здоровье, плодородие, и в то же время круглая форма, колючки и красные нитки указывали на их защитную функцию. Венок невесты торжественно, с музыкой относили к ней в дом перед прибытием свадебного поезда. В доме невесты изготавливали венчальное украшение жениха — китку, сплетенную из золотых нитей, с прикрепленной золотой монетой. В конце XIX в., когда появилась возможность купить для невесты восковой венок, традиция изготовления венков во многих местах исчезла. Тогда же установился обычай обрядового поднесения невесте украшений для ее венчального наряда.

Хотя односельчане и знали о предстоящей свадьбе, идти на нее без приглашения не было принято. Приглашение (канене, калёсване) занимает важное место в свадебном цикле обрядов.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:39 | Сообщение # 56
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Кума и старого свата приглашали в четверг или субботу лично родители жениха, поднося им обрядовый хлеб, слоеный пирог с брынзой и вино. Иные приводили девушек, которые исполняли величальные песни. Приняв приглашение, кум угощал гостей.

Других участников свадьбы — в крупных селах только родственников молодых, а в небольших и всех жителей — приглашали обычно в субботу. Приглашающими становились деверь, золовка или сам жених, парни и девушки от обеих сторон. Они обходили дворы с красным вином или ракией, налитыми в новую деревянную баклажку.

В субботу в обоих домах устраивались вечера расставания молодых со сверстниками, с холостой жизнью. На девичий вечер приходили родные и близкие невесты с угощением (поклон). Особенно трогательно было расставание невесты с подругами. Гости пользовались случаем, чтобы рассмотреть выставленное приданое и свадебные дары, приготовленные для раздачи участникам свадебного торжества. Накрывался прощальный ужин, яства и напитки для которого посылались от жениха. Вечер завершался хороводом.

На вечер у парня приглашались односельчане, которые приносили разные кушанья и напитки. За накрытые столы мужчины и женщины садились по отдельности. Во главе стола сидел отец жениха, а для последнего и его друзей, а также для девушек-певиц угощение ставилось в другой комнате. Царило исключительно приподнятое настроение, поддерживаемое песнями, музыкой и плясками. Местами вечер превращался в праздник с играми и развлечениями: надевали маски, загадывали загадки, рассказывали сказки. В Восточной Болгарии парни пародировали некоторые элементы свадьбы: выбирали из своей среды «кума», разыгрывали обряд «мальчишьи засевки», в котором они исполняли роли девушек на настоящих засевках; все это носило комедийный характер.

Вариантом прощального вечера в доме жениха в западных областях Болгарии был ужин, даваемый в честь кума (кумов вечер). Кума торжественно приводили и сажали во главу стола. Он вступал в роль, начинал распоряжаться. Жених с этого момента соблюдал по отношению к нему обрядовое молчание. В остальном кумов вечер не отличался от мальчишника.

По некоторым сведениям, бритье на свадьбе было первым в жизни мужчины; тех же, у кого борода еще не росла, брили символически. Брил жениха деверь, а некогда брадобреев было три или девять, и они «меняли» друг друга. Две золовки держали белый платок под подбородком молодого, чтобы не растерять сбритые волосы, так как верили, что с их помощью можно околдовать жениха. Во время бритья играла музыка, бил барабан, а девушки, встав полукругом за молодым, пели песни о конце холостяцкой жизни. После бритья молодого мыли или обливали водой.

Утром в воскресенье жених отправлялся за невестой вместе с участниками своего свадебного поезда. Чем зажиточнее были родители жениха, тем больше приглашали они сватов. В их состав входили: кум, старый сват (в Западной Болгарии) или заложник (в Восточной Болгарии), деверья, предвестители (бързоконци), другие родственники и друзья жениха. Его отец не всегда принимал участие в этой церемонии. Главными среди свах были кума и старисватица, заложница, за ними следовали золовки и певицы. Шествие сопровождали музыканты.

Жених был одет в обычный новый костюм, отличительным знаком его положения было чаще всего орнаментированное полотенце (пешкир) — подарок невесты на помолвке. Оно было перекинуто через правое плечо или висело у него на шее. В других местах аналогичную роль играли китка или венок на шапке. Архаическим обычаем было прикрытие лица жениха (от сглаза): на него накидывали шерстяной плащ с капюшоном. В Родопах голову молодого покрывали длинным белым шерстяным полотнищем с зашитыми в него красно-белой ниткой монетой и долькой чеснока. У всех сватов были приколоты ссученные красные и белые нитки: по старому обычаю — к шапкам, согласно более новому — к груди.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:40 | Сообщение # 57
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Перед отправлением свадебного поезда жених прощался со своими родителями. Мать осыпала его и сватов зерном. В некоторых областях она перед ним выплескивала воду или вино. В обрядовых песнях в этот момент высказывалось пожелание доброго пути молодому и благополучного возвращения. В песнях свадебное шествие уподоблялось выступлению войска. Даже если невеста жила близко, сваты ехали верхом на лошадях, а свахи — на телегах. В более позднее время, если невеста была из того же села, сваты шли пешком, но для нее вели белого коня.

Свадебное шествие выстраивалось в определенном порядке: впереди — музыканты, за ними — главные обрядовые лица со знаменосцем впереди, а далее — остальные мужчины. Следом двигались в повозках кума, старисватица и другие свахи. Движение свадебного поезда сопровождалось музыкой, песнями, громкими возгласами и пальбой из ружей. О выезде жениха семье невесты сообщали предвестители, которые обгоняли шествие.

Прежде чем быть допущенными в дом, сваты должны были преодолеть разные препятствия у въезда в село и перед входной дверью в дом невесты. Обычно запирали дверь и ставили ее охранять юношей из родни девушки, но в иных местах путь преграждали бревнами, палками, камнями и пр. Целью было испытать силу, ловкость и сообразительность сватов. Особым испытанием было завладение сватами свадебным знаменем невесты. Основной пафос этого момента заключался в достижении перевеса сил у рода жениха над родом невесты.

Оказывая сопротивление сватам, родители и родственники девушки одновременно давали им понять, что встречают их доброжелательно. Эти настроения непрерывно резко сменялись и сосуществовали, одни переходили в другие.

Невеста выходила встретить сватов в обычной одежде и окропляла их водой и зерном. Сваты постарше садились за накрытые столы, а молодые плясали, ожидая, пока приготовят невесту к выходу.

Переодеванию предшествовали магические действия охранительного характера: одежда взвешивалась на весах, чтобы она соприкоснулась с железом, ее окуривали ладаном, просовывали через нит (деталь ткацкого стана). Но главным символическим моментом в одевании невесты было покрывание ее свадебным покрывалом (було). В XIX в. для этой цели использовали красную ткань, под которой лица новобрачной не было видно. Поверх була надевали венок. Невеста плакала, ее подруги пели печальные песни, которые трогали до слез присутствующих. Затем деверь обувал молодую (обувь также приносила сторона жениха) и выводил ее к сватам. В этот момент ее старались уберечь от сглаза и колдовства. Молодая одаривала своих родных, сидевших за трапезой.

В то же время представителям жениха передавалось приданое за символический выкуп. В некоторых случаях они должны были выполнить ряд желаний родственников невесты, которые предлагались в иносказательной форме. Тогда же девушки, изготовившие свадебное деревце, отдавали его куму за выкуп, а заложнику передавался петух.

Расставание невесты с родителями и родственниками — последнее обрядовое действие в ее доме. Молодые становились перед родителями невесты для благословения и целовали им руки. Свадебный поезд направлялся в церковь другим путем, чем прибыл к дому невесты. Ее родные оставались дома.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:40 | Сообщение # 58
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
В ритуал церковного венчания у болгар проникли элементы народной свадебной обрядности, к которой церковь вынуждена была определенным образом приспособиться. Так, из-за обрядового молчания молодой опускался вопрос священника о добровольности вступления в брак. Пришлось также передать куму и куме некоторые функции священника при совершении венчания, допустить обсыпание молодых зерном, местами и обрядовое кормление молодых медом и орехами.

Встреча молодоженов и введение их в дом представляли собой комплекс обрядов, целью которых было приобщить молодую пару, особенно жену, к новой семье. Наиболее активную роль играла здесь свекровь, которая встречала сватов и молодуху хлебом и водой или вином, а также обсыпала молодых зерном или мукой из решета и кропила их вином или водой. Далее она клала в рот молодым хлеб и что-нибудь сладкое (мед, сахар, яблоко, финики и пр.), чтобы они жили в достатке и были бы добрыми и приятными друг для друга.

Молодая (или оба молодожена) входили в дом по новому белому полотну или по красной либо красно-белой нити. Перед дверями они снова совершали некоторые обряды. В частности, невеста мазала порог и входные двери медом и маслом. У порога свекровь подавала невестке хлеб и воду или вино, которые та должна была внести в дом. В некоторых областях молодую или обоих новобрачных перед входом в дом «запрягали» в хомут. Это символизировало послушание невестки свекрови, младших — старшим в семье.

Свекровь подводила молодую к очагу. Совершаемые около него обряды призваны были обеспечить прежде всего многодетность и легкие роды. Свекровь давала невестке подержать на руках мальчика, чтобы первенец был мужского пола, или трех детей. Молодая размешивала угли в очаге в знак приобщения к дому мужа и глядела в трубу, чтобы родить черноглазых детей. Свадебная трапеза — это кульминация всего свадебного ритуала, момент, когда он перерастает в праздник. Кроме застолья, сопровождавшегося музыкой, пением, танцами, здесь исполнялись и важные обряды.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:40 | Сообщение # 59
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Символом свадебной трапезы было кумово древо, стоявшее перед кумом, который занимал самое почетное место. За кумовой трапезой сидели только пожилые участники свадьбы: гости кума и старшие родственники молодого. Для молодых родственников накрывался отдельный стол. Родня молодой на пиру не присутствовала. Новобрачные или не притрагивались к еде, или для них подавали ее в отдельной комнате, причем меню было ограниченное — чаще всего принесенный из дома молодухи обрядовый хлеб, ба-ница и яичница. Кум во время свадебного пира исполнял роль «жреца». В качестве духовного покровителя рода молодого кум благословлял создание новой семейной ячейки. Его благословение имело нормативную силу и по значению приравнивалось к церковному венчанию. Деверь подводил новобрачных к куму, а они кланялись ему и целовали руку. Кум произносил первый тост за их здоровье, желая им вместе состариться и поседеть. «Дерево и камень возьмут — золотом и серебром обратятся. В этом году венчаем, а на следующий, даст Бог, будем крестить!» — говорил кум. После благословения кума разрушали кумово деревце, яблоки с него расхватывали, хлебы разламывали и раздавали участникам пира (по обычаю все должны были их отведать) вместе с баницей и ракией, принесенными кумом.

На трапезе происходило и вручение даров присутствующим. Начинали с кумовьев, затем одаривали родителей молодого и других родственников. Дары были сложены в решете, их разносили золовка, деверь или свекровь. Было принято дарить: куму — рубаху, куме — рубаху или верхнюю ее часть, которую обычно шили из лучшей ткани и вышивали; такие же подарки предназначались для родителей молодого; деверьям дарили по паре чулок; золовкам — платки или фартуки и т.д. На дар отвечали даром, его каждый вручал молодой жене, которая обходила гостей, получая от них деньги или предметы домашней утвари (обычно медные сосуды), съестные припасы (вино, фасоль, рис, кукурузу и пр.). Иные публично обещали подарить домашних животных (обычно баранов). Подарки шли в пользу семьи, в которой предстояло жить новобрачным, являясь как бы компенсацией за большие расходы, так как «ничто не бережется — однажды чадо женится». Приглашенные приносили хлеб и какое-нибудь угощение для свадебного стола.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
KittyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 20:41 | Сообщение # 60
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 1376
Награды: 5
Репутация: 5
Статус: Offline
Во время трапезы должны были исполняться все желания кума, которые он высказывал в форме загадок. Например: «Известью побелено, из камня возведено, но нет ни дверцы, ни окошка» — подавали ему яйцо, комически изображая, что оно очень тяжелое. Для гостей в зрелых летах пел и играл искусный музыкант. Его песни рассказывали о сватовстве и свадьбах юношей, разные волнующие истории, а гости, особенно старшие, молча слушали со слезами на глазах. Молодые во дворе плясали хоро. Свадебное угощение завершалось торжественными проводами кума до его дома. Иногда они сопровождались карнавальными играми.

Брачное соединение молодоженов — важнейший момент свадьбы. Его успешный исход — цель и смысл всего обрядового процесса, всех обрядовых действий до и после этого момента. Молодых «сводили» в воскресенье вечером в холодной комнате или в хозяйственной постройке. Брачное ложе готовили золовка или деверь и уступали его молодым за выкуп. Вход и раздевание новобрачных сопровождались обрядовыми действиями. Из опасения магического «завязывания» мужской силы старисватица и старый сват (в Западной Болгарии), заложник с заложницей (в Восточной Болгарии), осматривали одежду супругов, нет ли на ней каких-то узлов, чего-то застегнутого или заплетенного.

Молодой должен был доказать, что он возмужал, а молодая — что она целомудренна. При благополучном исходе молодой стрелял из ружья. С этого момента веселье принимало бурный характер. Снова собирались разошедшиеся гости. Волынщик играл, барабаны били, и начиналось обрядовое «пестрое» (из мужчин и женщин, стоящих вперемежку) незамкнутое хоро. Появлялись и ряженые, исполнявшие комические пародии на свадьбу. Излюбленной карнавальной фигурой была «роженица», которая «рожала» на собственной свадьбе; комично изображали свекра со свекровью. Для этого момента свадьбы характерно разнузданное веселье, шуточные кражи кур со двора родителей молодухи и т.п. В тот же вечер или рано утром в понедельник деверь и заложник шли к родителям молодой с благой (подслащенной) ракией возвестить о целомудрии юной жены. Если же молодая оказывалась недевственной, свадебное веселье останавливалось, все чувствовали себя оскорбленными. Свекровь плакала и посылала проклятия в адрес невестки, некоторые родственники демонстративно уходили. Существовало поверье, что это принесет несчастье семье и селу. Свадьба далее превращалась в истинное надругательство над молодой. Ее возвращали родителям, и ее отец был вынужден давать большой откуп: ниву, луг или домашних животных. Это имущество не считалось частью приданого, а являлось компенсацией за причиненное «зло». Молодую женщину полагалось также вымыть на глазах у всего села.

Если половой акт не совершался по вине молодого, это объясняли обычно влиянием колдовства, а в некоторых областях (Фракия) его жестоко высмеивали.


Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!

 
Форум » Мужчина & Женщина » Дамский клуб » Традиции и обычаи разных стран мира (Разные традиции)
Поиск: